Избранная фильмография
1997. Анна Каренина (США - Великобритания), Капитоныч,
дворецкий Карениных
1996. Пассажирка (Лентелефильм), Пассажир
1992. Ричард Второй (Ленфильм), Лорд Маршал
1991. Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа (Бельгия – Россия), Полковник Савиных, адъютант Василия Сталина
1988. Хлеб - имя существительное (10 серий) (Ленфильм), Аким Акимов, кузнец
1987. Моонзунд (Ленфильм), Андреев
1987. Среда обитания (Ленфильм), Виталий Иванович, директор
1987. Везучий человек (Ленфильм), Профорг
1986. Красная стрела (Ленфильм), Юсов, зам. директора
1986. Последняя дорога (Ленфильм), Стефанович, доктор
1985. Соперницы (Ленфильм), Семеныч, начальник Спорткомитета
1985. Контракт века (Ленфильм), Министр внешней торговли
1985. Софья Ковалевская (Ленфильм), Академик Иван Сеченов
1984. Две версии одного столкновения (Киевская киностудия им. Довженко), Павлов, следователь
1984. Завещание профессора Доуэля (Ленфильм), Бизнесмен
1983. Эхо дальнего взрыва (Ленфильм), Следователь
1983. Магистраль (Ленфильм), Гадалов
1983. Место действия (Ленфильм), Рябов, парторг
1982. Голос (Ленфильм), Леонид Матвеевич, директор фильма
1982. Год активного солнца (Экран, Москва), Директор школы
1982. Казнить не представляется возможным (Киевская киностудия им. Довженко), Патриарх
1982. Ференц Лист (16 серий, Венгерское ТВ) (1982), Князь Виельгорский, меценат
1982. Таможня (Ленфильм), Начальник таможни
1981. Девушка и Гранд (Ленфильм), Начальник Спорткомитета
1981. Правда лейтенанта Климова (Ленфильм), Николай Червоненко, боцман подводной лодки
1981. Синдикат 2 (сериал) (Экран, Москва), Фомичев, разведчик
1981. 20-е декабря (сериал) (Ленфильм), Зарудный, политик
1981. Это было за Нарвской заставой (Лентелефильм), Григорий, революционер
1980. Поздние свидания (Ленфильм), Отец Лены
1980. Жизнь и приключения четырех друзей 1-2 (Лентелефильм), Егерь, главная роль
1979. Путешествие в другой город (Ленфильм), Федор Игнатьевич, директор
1979. Необыкновенное лето (Ленфильм), Дорогомилов, революционер
1978. Все решает мгновение (Ленфильм), Матвеев, руководитель делегации
1978. Три ненастных дня (Лентелефильм) (1978), Следователь
1977. Первые радости (Ленфильм), Дорогомилов, революционер
1976. Доверие (Финляндия – СССР, Ленфильм), Петровский, политический деятель
1976. Меня это не касается (Ленфильм), Панкратов, следователь
1976. Виталий Бианки (Лентелефильм), Рассказчик - ведущий, главная роль
1975. Обретешь в бою (Экран, Москва), Сергеев, инженер
1975. Одиннадцать Надежд ((Ленфильм), Болельщик
1975. Троил и Крессида (1975) ТВ, Агамемнон, полководец
1974. Амра (Лентелефильм), Хазарман, отец
1974. Ответная мера (Одесская киностудия), Сергей Иванович Пересада , главная роль
1973. Опознание (Ленфильм), Полковник
1972. Гроссмейстер (Ленфильм), Федор Матвеевич
1972. Такая длинная, длинная дорога (Лентелефильм), Комиссар
1972. Укрощение огня (Мосфильм), Леонид Карелин, конструктор ракет
1971. Даурия (Ленфильм), Северьян Улыбин, главная роль
1971. Шутите? (Ленфильм), Председатель колхоза
1971. Ночь на 14-й паралели (Ленфильм), Редактор
1971. Холодно - горячо (Ленфильм), Подорожный
1971. Любовь Яровая (Ленфильм), Мазухин, революционер
1971. Ференц Лист (Венгрия, Мафильм – СССР, Ленфильм), Михаил Глинка, композитор
1970. А зори здесь тихие (ТВ), Старшина Васков, главная роль
1970. Далеко от Москвы (ТВ), Василий Батманов, главная роль
1969. Развязка (Ленфильм), Владимир Сотников, главная роль
1969. Рокировка в длинную сторону (Ленфильм), Ученый
1968. Три года. По повести А.П.Чехова (Лентелефильм), Алексей Лаптев, главная роль
1967. Шаги в Солнце (Экран, Москва), Неизвестный солдат,
главная роль |
Заслуженный артист России
Петр Шелохонов |
Дядя Петя
Я был для него готов на многое..., и в моей душе
сохранились к нему самые хорошие чувства.
Слава богу, что есть такие люди, как дядя Петя.
Михаил Боярский
Дядю Петю Шелохонова я знал, кажется, всю жизнь. Добрейший, искренний человек. Он многие годы был другом и театральным партнером моего отца, Сергея Боярского, и моего дяди, Николая Боярского. Я вырос в театре, где работали мои родители. По-этому я с детства общался с актерами, как с родными в большой семье: дядя Коля, тетя Алиса Фрейндлих, дядя Ваня Краско, и дядя Петя Шелохонов. С ним мой отец вместе играл спектакли, ездил на гастроли, по-братски делил все, включая гримерку в театре, и я быстро подружился с дядей Петей. С ним было хорошо и просто. Общение наше было какое-то легкое, доброе. Он всегда радушно встречал своей необыкновенной, счастливой улыбкой и весь светился внутренней душевной теплотой.
В театральном коллективе главная ценность - тонкие человеческие и партнерские связи. Это в кино взаимоотношения другие: собрались, поснимались, пообщались и разлетелись. А в театре особенно дороги верные друзья, многолетние партнеры, слаженная труппа, настроенный ансамбль со своей структурой и вожаками. Войти в театральный ансамбль непросто, а дядя Петя входил легко, органично в любой коллектив – это редкий дар. Все знали, что в нем напрочь не было никакого карьеризма, никакой жадности, этой заразы, поразившей теперь очень многих. Дядя Петя был совершенно свободен от этого, он был абсолютно чист.
А ведь жизнь его была совсем не легкой: в 1941 - 1944м три суровых военных года он пробыл в фашистской оккупации в Белоруссии, пережил голод, болезни, бомбежки, обстрелы и все ужасы войны, спасался от нацистов в лесных отрядах у партизан, был ранен в лицо, выживал в лесу, как Маугли, питаясь чем попало, ему выпало столько перенести, что хватило бы не на одну жизнь... Он принадлежал к поколению моих родителей, к тому стреляному и битому военному поколению, которому переживаний, ужасов и бед досталось больше всех... А в то же самое время в далекой и богатой Америке оркестры играли джаз, в Голливуде снимали кино, а в Англии уже родились будущие Битлз – росли маленькие Джон Леннон и Пол Маккартни... У каждого своя судьба... Дядя Петя прошел страшную школу войны, выжил, выучился и стал артистом.
Мы с ним одной крови, актерской. Сегодня я пересматриваю альбом с его фотографиями, вспоминаю его роли, снова вижу его лицо, глаза, и заново переживаю то время, те чувства. Мы с дядей Петей работали вместе на протяжении многих лет и в театре, и в кино, и на телевидении. Он был надежным партнером. Мы много раз вместе выходили на сцену театра Ленсовета в спектаклях поставленных Игорем Владимировым «Спешите делать добро» по пьесе Михаила Рощина и «Рояль в открытом море» по пьесе Леонида Соболева. И Владимиров дядю Петю уважал, и партнеры его любили.
Дядя Петя создавал такие разнообразные и необычные образы, яркие, оригинальные, запоминающиеся... Ах, какие у него были глаза! - добрые, строгие, нежные, веселые, грустные, умные, внимательные и все прощающие... Такие теперь встречаются все реже... А какой диапазон чувств и самые тончайшие нюансы настроения он мог выразить жестом, голосом, взглядом... Сегодня не часто видишь такие лица, такую актерскую игру. Слава богу, что сохранились фотографии его работ в театре и в кино. А сколько хорошего еще осталось за кадром...
С дядей Петей связаны самые добрые воспоминания, хотя наша тогдашняя жизнь была очень непростой, в тоталитарной системе за работу нам платили гроши, а выбора не было, все мы были крепостными артистами, и диктатура душила творческий потенциал народа всеми способами, не давая выйти из замкнутого пространства. Но даже в самые трудные времена, когда всем было нелегко, дядя Петя не жаловался, не огорчался, не унывал. Он много работал, всегда бескорыстно и с готовностью выручал друзей, играл спектакли в нескольких ленинградских театрах, но никогда не старался привлечь к себе внимания и легко уступал другим актерам и звания и почести, считая все это суетой, тщеславием не имеющим отношения к искусству. Он с доброй улыбкой безотказно помогал тем, кто нуждался в помощи, у властей добывал средства для театров, хлопотал о квартирах и благах для других артистов, а сам-то он много лет скромно жил в коммуналке. В его смиренной доброте проявлялось и надежное мужкое терпение, и личная неприхотливость в быту, и уважение к простой скромной жизни. Так мог жить только истинно самодостаточный человек. А когда у него самого бывали какие-то трудности, он знал на кого можно положиться, и я приходил к нему на помощь, как и он когда-то приходил на помощь моему отцу, как все нормальные мужики, ведь в этом и есть настоящая мужская дружба.
Актерам во все времена приходится жить и работать под пристальным вниманием, а особенно в условиях безбожной советской эпохи, когда, спасаясь от мертвечины коммунизма, люди для себя искали какой-то выход, искали «дорогу к храму» и многие приходили в театр за живым словом. Тогда вокруг театров такое творилось... Одно дело внимание благодарных зрителей - это нормально и артистам приятно. Но тоталитарная система власти была основана на подозрительности и слежке, везде было полно каких-то стукачей, везде и за всеми зачем-то
подсматривали и стучали, да и ко мне постоянно приставали: то расспрашивали, то предлагали доносить на других людей, мол, Михаил Сергеевич, вы артист и певец, многих знаете, везде бываете, много видите – расскажите нам про то и про это... Нет уж, я им не дался. Мне даже стыдно было, что мне такое предлагали. И еще я знал железно, что уж кто-кто, а дядя Петя был абсолютно надежен и неподкупен, что он никогда и ни за что не предаст. В нем я был совершенно уверен. Поэтому у нас никому не отнять было простую радость человеческого общения.
Помню, как мы собирались вместе, складывались по трешке и пятерке, и скромненько сидели то в театре, то дома на кухне, говорили обо всем и нам было просто хорошо. Когда только еще появились первые видеомагнитофоны, я приглашал дядю Петю к себе посмотреть на видео популярные в те времена фильмы. Мы тогда вместе смотрели «Крестного отца» и восхищались игрой Марлона Брандо, Роберта Де Ниро и Аль Пачино, а потом смотрели «Полет над гнездом кукушки» и так же восхищались блестящей игрой Джека Николсона. «Гений! Вот уж кому надо дать звание заслуженного артиста!» - шутил дядя Петя.
Наши взгляды на творчество, на искусство нередко совпадали, как впрочем совпадали и многие наши взгляды на жизнь... Творческому человеку необходимо альтернативное состояние сознания, чтобы расковаться, раздвинуть рамки, освободиться от всех стесняющих творчество ограничений. В России неспроста сложились прекрасные обычаи и вековые традиции застолья и гостеприимства, юмор и тосты связанные культурными корнями с древними традициями многих народов - пьющие люди это все прекрасно понимают. При всех наших бедах и неразрешимых проблемах, дружеские встречи за столом - самый нормальный и простой путь к внутренней свободе. Актерская профессия – это тоже путь к свободе, где весь смысл - взлететь над обыденностью, создавая образы, играя перед камерой в кино или играя спектакли на сцене перед зрительным залом, работая в ансамбле, взаимодействуя с партнерами и зрителями. Играть, перевоплощаться, быть в образе, прожить роль – будто какой-то особый наркотик, мощный стимулятор сознания, это вечный двигатель творчества.
«Человек свободен лишь в игре»,- говорил Михаил Чехов, величайшй русский актер. И для Чехова, и для современных актеров игра, искусство - это одновременно и профессиональная творческая работа, и уход от повседневности, от суеты, от подчас невыносимой реальности и еще многое другое. Наша работа, роли, партнеры, спектакли иногда совершенно неожиданно помогают раскрыться, освободить сознание от привычных схем, возбуждают воображение, питают мысль, направляют взгляд, помогают понять недосказанное как в игре на сцене, так и в жизни... Через игру можно по-новому осознать мир, прозреть, почувствовать необьяснимое, увидеть ускользающие контуры будущего... Именно в игре человек творит и познает самого себя, растет и совершенствуется, импровизирует, создает новое, и в этом искусстве дядя Петя был мастер. На сцене он был свободен, как вольная птица в полете, и щедро передавал партнерам на сцене и зрителям в зале это летящее чувство свободы.
Ах, как нам всем необходимо это чувство свободы! Театр, кино, искусство, творчество, игра - вот что помогало нам пережить самые несвободные времена, когда всех необычных, талантливых, непокорных, своевольных, творческих людей давила такая жестокая система запретов и наказаний, из которой было почти невозможно вырваться. Но мы все-таки вырывались, мы что-то делали, иначе это была бы не жизнь.
Сегодня, глядя на фотографии дяди Пети и зная, как мастерски он играл свои роли, какую творческую фантазию он вкладывал в каждую работу, мне вспоминаются слова Евгения Замятина: «Настоящее искусство создают не исполнительные благочестивые чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари...». Однако, увы, далеко не каждому из таких бунтарей и романтиков удается оставить след на земле и достойную память о себе. Да и среди самых талантливых все же «настоящих буйных мало...», как пел Владимир Высоцкий, а уж он то искренне рвался «за флажки». Ему ведь тоже не хватало воздуха. Мечтатели и бунтари способные создавать, а не разрушать, способные «сеять разумное, доброе, вечное» упорно преодолевая любые преграды, способные долго и терпеливо трудиться и сохранять веру, невзирая на все проблемы, что нам достались, да еще наделенные от бога подлинным талантом – такие не рождаются каждый день, такие люди - редкость.
И все же в России всегда были и есть вольные, творческие, независимые люди, для которых свобода мысли, свобода самовыражения, свобода творчества, свобода личности – высшие ценности. Таким вольнолюбивым людям всегда было труднее и в искусстве и в жизни, но именно таких по-настоящему уважают и любят. Таким я помню моего друга и партнера дядю Петю Шелохонова. Бессребреника, как дядя Петя, по-достоинству может оценить только идеальное, справедливое общество, о котором люди всегда только мечтают, но на нашей грешной земле такого общества, увы, не было и нет...
Я был для него готов на многое... И в моей душе сохранились к нему самые хорошие чувства. Слава богу, что были и есть такие люди, как дядя Петя. Все пройдет... , и если предстану я перед вратами в рай, и спросит меня святой Петр с ключами: «А что ты, Михаил Боярский, сделал хорошего?» - я отвечу: «Я помогал дяде Пете Шелохонову.» «Тогда входи, - скажет святой Петр, – твой дядя Петя здесь, он тебя ждет!» |