>>

Обложка и глава из книги И. Краско "Мой друг Петр Шелохонов", Издательство "SOLO", 2009 г., ISBN 978-5-904666-09-5

Неведомые шедевры

Фред Андрисен,
председатель Комитета городов–побратимов
Лос-Анджелес – Санкт-Петербург.

книга И.Краско "Мой друг Петр Шелохонов"Меня всегда интриговало: как в российской истории и культуре, несмотря на тысячелетний гнет самодержавия и диктатуры, могли появляться такие восхитительные мужчины и женщины?

Есть картина советских времен: по скудной земле до самого горизонта тянется черная асфальтовая дорога, к темному силуэту современного города. Сквозь трещины в этой дороге пробиваются листочки травы и бутоны цветов. Эти тянущиеся к свету трепетные ростки олицетворяют великих писателей, поэтов, композиторов, художников, кинодеятелей и других людей искусства.

Мы знаем немало имен, но в России было и есть огромное множество талантов. Они продолжали творить под прессом Советов, и их скорбный труд не пропал, они поддерживали жизнь великой культуры.

Петр Шелохонов был одним из таких людей. Я восхищался этими артистами, когда впервые приехал в тогда еще Советский Союз в 1991 году. Встречаясь с ними на потаенных студиях, на ветхих дачах или беседуя у них дома за столом на кухне, я поражался тому, с каким счастьем они могли творить в своей полуразвалившейся стране. Мы знаем, что пережили эти свободолюбивые люди, ведь работа писателей и актеров всегда была под усиленным надзором Советов, стражей собственной власти. Я жил и работал в России и встретил немало великих, но скромных, которые едва выживали.

В Санкт-Петербурге в 1996 году я, в окружении других актеров, одетых в костюмы XIX века, шел за каретой, в которой была дама. Это были съемки фильма «Анна Каренина», где играл и Петр Шелохонов. Его более известная роль в кино – казак Северьян в трехчасовой киноэпопее «Даурия». Лишь несколько фильмов с его участием доступны сегодня, а многие другие работы не сохранились в бурных событиях советского и российского режимов.

Петр Шелохонов начал актерскую карьеру при фашистской оккупации во время Второй мировой войны, когда он играл пародии на Гитлера и нацистов, чтобы поднять дух своих друзей. После войны он служил на Балтике и продолжал выступать на сцене и на радио, затем продолжил актерскую работу в Сибири. Во многих ролях, играя советского офицера или революционера, он делал это, понимая и противную сторону, слушая «Би-би-си», «Голос Америки» и другие международные источники.

Любовь к свободе вела его через все трудности и смертельный риск, вела к творчеству, к созданию целой галереи персонажей, отмеченных правдой, глубиной и красотой. Фотографии его ролей показывают разнообразие персонажей, нюансы эмоций и замечательный актерский диапазон. За 50 лет работы в театре, кино и на телевидении Петр Шелохонов исполнил более 150 ролей из разных эпох и культур, от шекспировского принца Гамлета до советского диктатора Ленина.

Дар перевоплощения позволил актеру создавать такие разные образы, убедительно передавая и утонченное благородство и сдержанную энергию страстей, глубоко вживаясь в характер каждого персонажа, увлекая зрителя своим обаянием, актерским мастерством и всей силой своего таланта. Мы, американцы, часто не ценим глубину и сложность других мировых культур. Народы Европы, России, Азии, Африки и Средиземноморья живут в своих оригинальных, богатых, многоплановых мирах со сложной вертикальной культурой, тогда как многие из нас в Америке живут в плоскости горизонтальной культуры. Но в остальном мире вековые традиции языка, географии, религии и их социальные, политические и экономические влияния создают особую среду, что способствует формированию людей творческих.

Петр Шелохонов, несомненно, был одним из тех, в ком мы видим изысканное воплощение культурного наследия Европы и России.