<< >>

Перевод статьи о Петре Шелохонове из книги (на английском языке) о русских киноактерах "Russian Film Actors"

 

Шелохонов, Пётр Илларионович

Шелохонов Петр Илларионович, имя при рождении: (белор. Пятро Ларывонавіч Шэлахонаў), (укр. Петро Іларіонович Шелохонов), (англ. Peter/Petr/Pyotr Shelokhonov), (15 августа 1929, БССР — 15 сентября 1999, Санкт-Петербург) — российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1979).

БИОГРАФИЯ

Детство

Петр Илларионович Шелохонов родился в Белоруссии в 1929 году. Его предки происходили из Украины, Литвы и Польши. Дед, Тито Шелохонович, был фермером, отец, Ларион Титович, был ветеринаром, работал в коневодстве. Отец обучал Петра премудростям ветеринарной медицины. Возможно, сын пошёл бы по стопам отца, он с детства овладел верховой ездой, искусством выхаживать и лечить лошадей, и мог часами изучать тайны жизни, рассматривая ткани и органы под микроскопом. Все изменила война.

Война

Белоруссия была оккупирована войсками Гитлера. Самой страшной ночью в жизни Петра Шелохонова была ночь первой бомбежки, когда налетели бомбардировщики и стали взрываться бомбы. Он чудом спасся, выбежав из дома, и наблюдал с ужасом, как горел его родительский дом. После бомбежки развалины домов, школа и ферма были раздавлены гусеницами фашистских танков. Двенадцатилетний Петр остался без крова. Он искал своих родителей среди мертвых соседей, но ему сказала кузина, что все погибли и надо бежать в лес спасаться. Петру так и не удалось узнать, как погибла его мать, Анна Минска, похоронить её по традиции не было возможности. Петру приходилось ночевать в стогу сена пока он не был схвачен полицаями, но бежал под огнем. От пулевого ранения на лице Петра Шелохонова остались шрамы на всю жизнь. Ему удалось спастись в лесу. Раны постепенно заживали. Но глубокий шрам на лбу и другие отметины напоминали ему всю жизнь о страшных событиях его юности во время Второй мировой войны. Петру Шелохонову удалось выжить в суровую осень и зиму 1941—1942 года. Перебираясь с места на место в поисках еды и укрытия, он вырыл земляную нору, в которой, сгорбившись и свернувшись, прожил без еды и питья несколько суток, скрываясь от полицейских патрулей. Осенью 1941 года он спасся от голода благодаря тому, что нашёл раненую бесхозную корову, которая ходила по кругу, у неё было полное вымя молока, но не было ни телят, ни хозяев. Используя ветеринарные навыки, он приручил корову и прямо из вымени пил её молоко. Вскоре раненая корова умерла и ему пришлось выживать, спасаясь от голода, питаясь всем, что можно было съесть. Петр глушил рыбу в реке с помощью немецких мин и гранат. За этим занятием его поймали партизаны. В отрядах белорусских партизан он провел 1941—1943 годы.

Театр

? 1942 году, среди партизан, впервые открылись актёрские способности Петра Шелохонова: он живо и непосредственно исполнял сценки, карикатуры на Гитлера, пародии на ненавистных оккупантов. Постепенно в работе над этими искренними и наивными представлениями, а самое главное, в повседневной борьбе за выживание в суровые годы войны, мягкий от природы характер Петра приобретал черты мужества, твердости, настойчивости. Мальчик становился мужчиной. В 1944 году у 15-летнего Петра Шелохонова уже был самодельный кукольный театр, который он сам соорудил. Он смастерил несколько кукол, сколотил для них специальную сцену, из найденного куска материи сделал занавес и задник для своего маленького театра. В ходе своих представлений он соединил несколько произведений и назвал свой кукольный спектакль: «Красная шапочка, Петя и волк на войне». В своем спектакле Петру Шелохонову удавалось одновременно водить 4 куклы, говорить четырьмя разными голосами, а перед спектаклем и после он играл на разбитом трофейном аккордеоне. Так он кочевал по Белоруссии и Украине, работая за еду. Эти первые опыты были хорошей школой для будущего актёра, начинавшего на практике понимать огромные выразительные возможности человеческого лица, мимики, жеста, голоса. Овладевая разнообразием интонаций и интуитивно, по реакции зрителей, изучая секреты и возможности актёрского перевоплощения, он по деталям и штрихам осваивал разнообразные элементы актёрского мастерства. В 1944 году в только что освобожденном Чернигове он получил за свое представление самый большой в то время заработок — буханку хлеба, шмат сала и стакан водки. В том же году пешком, а иногда с попутками, Петр добирался до многих городов и сел Украины и давал представления на русском и украинском языках, которые были для него родными. Выживая самостоятельно, а также деля с партизанами их нелегкую жизнь, стараясь своей выдумкой, талантом и искренностью помочь общей борьбе с жестоким и сильным врагом, Петру Шелохонову посчастливилось дожить до победы.

Ленинград

В 1945 году Шелохонов был принят в музыкальное училище при Киевской консерватории в класс фортепиано, но он мечтал стать артистом в Ленинграде. В 1946 году он приехал в Ленинград, чтобы продолжить учёбу и найти работу на сцене, например, в джаз-оркестре, таком, как любимый им джаз Утесова. Он был заворожен ритмами джаза и голосами всемирно известных исполнителей. Особенно близкими ему стали музыкальные шедевры в исполнении таких звезд джаза, как Гленн Миллер, Фрэнк Синатра, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд. По словам Петра Шелохонова, живая и радостная музыка джаза помогала заглушить боль и страдания от травм Второй Мировой Войны и переключиться на мирную жизнь с положительными эмоциями и чувствами, которые были в этих песнях. Они несли заряд энергии, призывая радоваться жизни, танцевать и любить. Но надо было зарабатывать на жизнь. Он поступил в ремесленное училище и сразу был сурово наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот. Шелохонову повезло — в качестве наказания он провел лишь несколько месяцев в штрафной роте на строительных работах по сооружению Стадиона имени Кирова в Ленинграде. Потом Шелохонову повезло найти работу на сцене.

Балтика

Однако, вольная жизнь и учёба прекратились с призывом на военную службу. С 1949 по 1954 год Шелохонов служил на Балтийском флоте. Он сразу был сурово наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот — 10 суток содержания под арестом на гауптвахте. Затем он продолжал свою пятилетнюю службу на флоте: сначала матросом на катерах дымовой завесы в Балтийске и Клайпеде, затем старшиной учебной части в городе Лиепая. С 1949 по 1954 был актёром театра Балтийского флота в городе Лиепая, а также участвовал в спектаклях театра в Балтийске и в Ленинграде. В 1952 году был награждён грамотой Верховного Совета Латвии за театральную работу, однако вскоре был опять строго наказан за политический анекдот.

Сибирь

В 1950-е годы Шелохонов жил в далекой Сибири. В 1960 году он закончил театральное училище. Одной из его работ была роль Гамлета. Даже по отличной, но все же неподвижной фотографии, можно представить каким был Гамлет в его исполнении: одухотворенность, озорство, молодость, энергию мысли можно увидеть на фотографии Гамлета — Шелохонова. Фотограф, сделавший этот снимок в 1959 году, был мастером своего дела, он выбрал нужный момент и ракурс. Гамлет Шелохонова произносит классический монолог «Быть или не быть…», в котором выражены мысли принца о смысле бытия, о связи между прошлым и будущем. Эта напряженная мысль светится в глазах актёра, отражается на его задумчивом лице, и в следующий момент от скажет — Быть! Мы видим Гамлета — яркого сына бурной эпохи просвещения и понимаем трагедию человека, которого жестокая действительность того времени заставляет страдать. Несомненно, что Гамлет Шелохонова был близок и понятен молодежи 50-60-х годов, переживавшей подобные духовные трагедии в тяжелые годы советской эпохи. В труппе Иркутского драматического театра Петр Шелохонов вскоре стал одним из ведущих актёров, сыграл целый ряд современных персонажей.

Театр имени Чехова

В 1960-е годы Петр Шелохонов осуществил ряд театральных постановок пьес современных авторов, в которых выступил и как исполнитель ролей, а также как режиссер-постановщик в Таганрогском театре им. А.П. Чехова. В том же театре он сыграл главные роли в классических пьесах А.П. Чехова «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» а также в пьесах современных авторов, таких как «Именем революции» и «Шестое июля» М. Шатрова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского и др. Большой успех, отраженный в журнале «Театр» (№ 8 за 1965 г.) выпал на роль Иванова в одноименной пьесе А.П. Чехова. В 1960-е годы Шелохонов, как режиссёр поставил спектакли «Обелиск», «Недотрога», «Девушки с улицы надежды» и др, а также поставил пьесу А. Чехова «Платонов», где сыграл главную роль. В 1967 году Петр Шелохонов сыграл роль Ленина в собственной постановке «Ленинские чтения», посвященной 50-летию революции. Эта постановка Шелохонова была жестко раскритикована в горкоме КПСС за отклонение от официально принятого образа Ленина.

Москва

В 1967 году студия «Экран» приглашает Петра Шелохонова на главную роль в телевизионном фильме «Шаги в солнце», который был показан по Центральному телевидению СССР. С этого времени актёр много снимается в кино и на телевидении. Этапной работой стала роль конструктора ракет Карелина в двухсерийном фильме «Укрощение огня». Прототипом для роли Карелина был реальный человек, помощник Королева, в то время один из засекреченных конструкторов ракет. До начала съемок кинорежиссёр Сергей Герасимов рекомендовал Петра Шелохонова на главную роль, однако, по решению кураторов из ЦК главную роль отдали Кириллу Лаврову, а имя Сергея Королева заменили из-за секретности на Башкирцева. Кирилл Лавров и Петр Шелохонов сыграли в фильме несколько совместных сцен и остались друзьями на всю жизнь, снявшись вместе еще в десяти фильмах. В фильме «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Съемки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звездном городке космонавтов, а также в Кремле. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали после согласования с тогдашним правительством СССР. Петр Шелохонов стал партнером таких актёров, как Игорь Горбачев, Евгений Матвеев, Зиновий Гердт, Игорь Владимиров, Андрей Попов, Вера Кузнецова, Всеволод Сафонов и других звезд советского кино. После этой совместной работы режиссёр и актёр Игорь Владимиров пригласил Петра Шелохонова в труппу ленинградского театра им. Ленсовета.

Ленинград

В 1960-х -90-х годах Петр Шелохонов живёт и работает в Ленинграде, в театре им. Ленинского Комсомола, театре им. Комиссаржевской и театре им. Ленсовета. Среди театральных работ Петра Шелохонова отмечены главные роли в спектаклях «Гнездо глухаря» по пьесе В. Розова и «Тема с вариациями» по пьесе С. Алешина, а также исполнение роли Никиты Романовича Захарьина в трилогии А. Толстого о царях. Он часто работает на киностудии Ленфильм, где было снято более 40 кинофильмов с его участием. В этот период раскрываются творческие возможности П. Шелохонова как артиста кино исполнившего разнообразные роли, такие, как шпион Сотников («Развязка», 1968), сибирский казак Северьян Улыбин («Даурия», 1970), композитор Михаил Глинка («Ференц Лист», 1970), военный комиссар («Такая длинная, длинная дорога», 1972), директор Пересада, («Ответная мера», 1974, Одесская киностудия), Дорогомилов (телесериалы «Первые радости» и «Необыкновенное лето», 1977-79), Кузнец Акимыч (телесериал «Хлеб – имя существительное», 1988) идругие работы в кино и на телевидении. В этот период Шелохонов снимался с такими звездами кино, как Павел Луспекаев, Николай Гриценко, Наталья Фатеева, Кирилл Лавров, Виталий Соломин и др.

Петербург

В 1989-90 годах всемирно известный режиссёр, актёр и писатель Питер Устинов поставил в Петербурге свою пьесу «Фотофиниш», в которой ведущую роль — Сэма поручил Петру Шелохонову на сцене театра им. Ленсовета. На память об этой работе Питер Устинов подарил Петру Шелохонову фотографию с дружеской подписью «Петру Первому от Петра Устинова». Личные чувства Петра Шелохонова, его боль и память о войне были выражены в его постановке спектакля «Изабелла» о спасении узников фашистского лагеря Аушвиц (Освенцим). В интерпретации Шелохонова на сцене происходит спасение всех узников концлагеря, как выживших, так и погибших, что становится возможным благодаря нашей памяти об их героической судьбе и подвиге. Такое прочтение пьесы было неожиданно даже для самого автора. На премьере спектакля приехавшие из Нью-Йорка автор Ирвин Лейтнер и сама Изабелла увидели, какое необычное сценическое решение нашёл Шелохонов для метафоры о подвиге и бессмертии: после страданий в концлагере и гибели в огне печей, в финальной сцене спектакля все сожженные узники концлагеря оживают и выходят из горящих печей сквозь огонь и дым, медленно и величественно идут в зал, присоединяясь к живым под музыку Реквиема Моцарта. В 1996-97 годах голливудская киностудия Warner Brothers совместно с кинокомпанией Icon, которой владеет Мэл Гибсон, сняли кинофильм «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Съёмочная группа работала во дворцах, музеях и парках Петербурга, которые подходили для съёмок в исторических костюмах и интерьерах XIX века. Режиссёр по кастингу Марион Догерти, которая работала с Мэлом Гибсоном и Софии Марсо в кинопроектах, таких, как «Храброе сердце» и др., видела работу Петра Шелохонова и познакомил его с режиссёром, и Бернард Роуз сразу утвердил актёра на роль Капитоныча, дворецкого Карениных. Так Шелохонов стал партнером звезд современного кино — Софи Марсо, Шон Бин, Миа Киршнер, Джеймс Фокс, Дэнни Хастон и других.

Признание и награды : Заслуженный артист РСФСР (1979)

ТВОРЧЕСТВО

Актёр кино

  1. 1967 — Шаги в Солнце — Неизвестный солдат
  2. 1968 — Три года — Лаптев
  3. 1969 — Рокировка в длинную сторону — Ученый
  4. 1969 — Развязка — Сотников
  5. 1970 — Далеко от Москвы (2 серии, ТВ) — Батманов
  6. 1970 — А зори здесь тихие (ТВ) — Васков
  7. 1970 — Ференц Лист — Композитор Глинка
  8. 1970 — Любовь Яровая — Мазухин
  9. 1971 — Даурия — Северьян Улыбин
  10. 1971 — Холодно — горячо — Подорожный
  11. 1971 — Ночь на 14-й параллели — Редактор
  12. 1971 — Шутите? — Председатель
  13. 1972 — Такая длинная, длинная дорога — Комиссар
  14. 1972 — Укрощение огня — Карелин
  15. 1973 — Гроссмейстер — Отчим
  16. 1973 — Опознание — Полковник
  17. 1974 — Ответная мера — Сергей Иванович Пересада
  18. 1975 — Обретешь в бою — Сергеев
  19. 1976 — Доверие — Петровский
  20. 1976 — Виталий Бианки — Рассказчик — ведущий
  21. 1976 — Меня это не касается — Панкратов
  22. 1977 — Первые радости — Дорогомилов
  23. 1977 — Камыши (сериал, ТВ) — Следователь
  24. 1978 — Три ненастных дня— Следователь
  25. 1978 — Всё решает мгновенье — Матвеев
  26. 1979 — Необыкновенное лето — Дорогомилов
  27. 1979 — Путешествие в другой город — Директор
  28. 1980 — Жизнь и приключения четырех друзей 1/2 — Хозяин
  29. 1980 — Поздние свидания — Отец
  30. 1981 — Жизнь и приключения четырех друзей 3/4 — Хозяин
  31. 1981 — Это было за Нарвской заставой — Григорий
  32. 1981 — 20-е декабря — Зарудный
  33. 1981 — Синдикат-2 — Фомичев
  34. 1981 — Правда лейтенанта Климова — Червоненко
  35. 1981 — Девушка и Гранд — Начальник Спорткомитета
  36. 1982 — Казнить не представляется возможным — Патриарх
  37. 1982 — Таможня — Начальник таможни
  38. 1982 — Ференц Лист (сериал, Венгерское ТВ) — Князь Виельгорский
  39. 1982 — Голос — директор фильма
  40. 1982 — Год активного солнца — Завуч
  41. 1983 — Эхо дальнего взрыва
  42. 1983 — Магистраль — Гадалов
  43. 1983 — Место действия — Рябов
  44. 1984 — Завещание профессора Доуэля
  45. 1984 — Две версии одного столкновения — Павлов
  46. 1985 — Софья Ковалевская — Академик Сеченов
  47. 1985 — Соперницы — Семеныч
  48. 1985 — Контракт века — Министр
  49. 1986 — Последняя дорога — Стефанович
  50. 1986 — Красная стрела — Юсов
  51. 1987 — Среда обитания — Следователь
  52. 1987 — Моонзунд — Андреев
  53. 1987 — Везучий человек — эпизод
  54. 1988 — Хлеб — имя существительное — Акимов
  55. 1991 — Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа — Полковник Савиных
  56. 1992 — Ричард II — Лорд Маршал
  57. 1997 — Пассажирка — Пассажир
  58. 1997 — Анна Каренина — Капитоныч, дворецкий Карениных

Озвучивание

1. 1982 — Никколо Паганини — Озвучивание роли Донатаса Баниониса

Актёр театра

  • Антиквариат (1993)
  • Босиком по парку (1993)
  • Убийство Гонзаго (1992)
  • Фотофиниш (1989) ?
  • Земля обетованная (1987)
  • Круглый стол под абажуром (1986)
  • Рояль в открытом море (1985)
  • Спешите делать добро (1984)
  • Прошлым летом в Чулимске (1983)
  • Дипломат (1981)
  • Пятый десяток (1980)
  • Тема с вариациями (1980)
  • Гнездо глуаря (1979)
  • Продавец дождя (1978)
  • Самый правдивый (1977)
  • Борис Годунов (1976)
  • Царь Федор Иоаннович (1975)
  • Смерть Иоанна Грозного (1974)
  • Вызываются свидетели (1974)
  • Проходной балл (1973)
  • Если бы небо было зеркалом (1973)
  • Чайка (1972)
  • Аленький цветочек (1971)
  • А зори здесь тихие (1970)
  • Сирано де Бержерак (1969)
  • В ночь лунного затмения (1966, 1970)
  • «Ленинские чтения» (1967)
  • Именем революции (1967)
  • Платонов (1967)
  • Дядя Ваня (1966)
  • Иванов (1965)
  • Три сестры (1965)
  • Тяжкое обвинение (1965)
  • Вишневый сад (1964)
  • Кредит у Нибелунгов (1964)
  • 104 страницы про любовь (1964)
  • Бронепоезд 14—69 (1963)
  • Друзья и годы (1963)
  • Океан (1961, 1963)
  • Золотой мальчик (1960)
  • Гамлет (1959)
  • Иркутская история (1959)
  • Студентка (1958)
  • Поэма o Хлебе (1957)

Режиссёр театра

  • Изабелла (1993)
  • «Ленинские чтения» (1967)
  • Именем революции (1967)
  • Платонов (1967)
  • Иванов (1965)
  • Обелиск (1965)
  • Бой с тенью (1965)
  • 104 страницы про любовь (1964)
  • Девушки с улицы надежды (1964)
  • Недотрога (1964)
  • Друзья и годы (1963)

Другие работы

Радиоспектакль 1993 - М Ю Лермонтов, "МАСКАРАД"

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

  • 2009 - Иван Краско, "Мой друг Петр Шелохонов" Издательство SOLO Publishing, 128 стр, СПб 2009. ISBN 978-5-904666-09-5
  • 2004 - Дмитрий Иванеев, "Заслуженный артист России Петр Шелохонов" СПб 2004.

Журналы

  • 1989 - П. Шелохонов в спектакле "Фотофиниш" (автор и режиссер Питер Устинов) - "Театр" № 12, Москва, 1989
  • 1968 - Наталия Образцова - статья "Шаги к солнцу" о творчестве П. Шелохонова - "Театр" № 5, Москва, 1968
  • 1966 - Николай Куртеев - статья "Путь на сцену" о творчестве П. Шелохонова - "Молот", Ростов-Дон, 1966
  • 1965 - Людмила Нимвицкая - статья "На спектакле Иванов" - "Театр" № 8, Москва, 1965
  • 1963 - Ирина Громова - статья "Театр Чехова" - "Театр" № 11, Москва, 1963

 

 

Hosted by uCoz